• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1887"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 F I M N
    Поиск  
    1. Кузьмин А. Г.: Татищев. Борьба за наследие
    Входимость: 2. Размер: 81кб.
    2. Разговор о пользе наук и училищ ( в сокращении)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    3. Татищевы (Графский и дворянский род Татищевых)
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    4. Ключевский В. О.: В. Н. Татищев (Неопубликованные произведения )
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    5. Кузьмин А. Г.: Татищев. В поисках правды жизни
    Входимость: 1. Размер: 71кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кузьмин А. Г.: Татищев. Борьба за наследие
    Входимость: 2. Размер: 81кб.
    Часть текста: в них собственные пороки. Сенека Младший 15 июля 1750 года Татищев скончался. В прошлом столетии было записано восходящее к его внуку Ростиславу Евграфовичу предание о "чудесных" обстоятельствах кончины Василия Никитича. За два дня до смерти Татищев почувствовал ее приближение. Он верхом на коне отправился с внуком на кладбище, направив мастеровых туда же копать могилу. Вместе со священником он выбрал место около своих предков и проследил за работой мастеровых. Пригласив священника назавтра к себе, он возвращается домой. Там его ожидает курьер с указом об оправдании и орденом Александра Невского. Татищев поблагодарил письмом императрицу и вернул орден как уже ненужный. На другой день священник приготовил его к иному миру. Простившись с сыном, невесткой и внуком, он скончался при чтении Евангелия. В 1886 году было опубликовано и так называемое "увещание" Татищева сыну, записанное якобы очевидцем его смерти. В "увещании" отражалась иная картина. Но ничего татищевского в нем и не было. Татищеву оно...
    2. Разговор о пользе наук и училищ ( в сокращении)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    Часть текста: что вы о увеселении от детей полагаете, оное такмо видимое, а не истинное; истинное бо увеселение в детях есть разум и способность к приобретению добра, к отвращению зла: разум же без научения и способность без привычки или искусства приобретена быть не может; и так, чтоб разумен был, надобно ему прежде учиться; если же того со младенчества не приобретет, то он, в природной злости и невежестве остався, буйством и непорядками всегдашнюю печаль и страх вечной погибели, противно же тому, во младенчестве малым отлучением опечаля, разумом науки вечное увеселение приносить будет. 2. Вопрос. Ваше, государь мой, рассуждение изрядно, токмо мне сумнительно, чтоб подлинно благополучие человека в науке состояло: ибо приклады видим довольные, что неученые в великом благополучии, богатстве и славе, а ученые в несчастии, убожестве и презрении находятся. Ответ. Вы, по-видимому, истину сказали, и нам так всегда со стороны кажется, что кто в богатстве и славе живет, тот в совершенном благополучии живет, токмо в том весьма ошибаемся: ибо ежели б на их внутреннее состояние посмотрели, то, конечно, иначе рассуждали и суще нашли бы, что оные от недостатка разума всегда тем, что они есть и что имеют, недовольны, но всегда большего, чести, или увеселения, или богатства, желая, а довольно никогда получить могуще, непрестанно совестию мучася в беспокойстве пребывают; противно же тому разумный человек, не взирая на других об нем мнения, сам всем доволен и совестию спокоен, а когда...
    3. Татищевы (Графский и дворянский род Татищевых)
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    Часть текста: - видные государственные и обществен­ные деятели, среди которых особую известность приобрёл тайный советник Василий Никитич Татищев (1686-1750). В основном владения Татищевых располагались в Московском и Псковском уездах. Псковская ветвь рода восходит к началу XVII века: в архивных документах 1631 года значатся братья Яков, Пётр и Иван Татищевы - трёх, семи и десяти лет. Яков до 1649 года числится по Пскову, служит в 1650-м «в Новегороде в полку Ивана Никитича Хованского, в 1656-м - в Глубоком, под Бресью и в Верховичах... Отпущен в Ярославль воеводою, а в 1665 году был в Великих Луках в пол­ку окольничего и воеводы князя Петра лексеевича Долгорукого. Значится по Пскову... В 1679 году умре». Псковскую ветвь рода представлял и Василий Пет­рович Татищев, умерший в 1680 году. Видимо, он не имел наследников, по­скольку братья Фёдор и Никита возбу­дили ходатайство о выделении им доли в его поместье. Однако Соборное уло­жение 1649 года запрещало дворянам, получившим пожалование в Москов­ском уезде, наследовать поместья «во Пскове и в Великом Новегороде», и братьям в просьбе было отказано. Ни­кита не успокоился и в новой челобит­ной доказал, что поместий и вотчин не имел, - так он получил 300 четей (четь - половина десятины) земли и стал псковским дворянином, хотя оставался стольником при царском дворе. Нужно отметить, что все дети (три сы­на и дочь) Татищевых, родившиеся в сельце Боредки, что недалеко от Ост­рова, получили прекрасное домашнее образование. Н. А. Татищев имел дом во Пскове - здесь семья проживала с 1698 по 1704 годы. Считается, что именно во Пскове Василий Татищев встречался с Петром I и Яковом Брюсом, уроженцем Пскова. Василий Татищев обучался в Артиллерийской инженерной школе, которой заведовал граф Я. В. Брюс. То, что семья проводила время в Пскове, недалеко от которого находи­лись...
    4. Ключевский В. О.: В. Н. Татищев (Неопубликованные произведения )
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    Часть текста: остаться без сильного действия на русские умы, на общественное сознание тогдашнего нашего общества. Но разбирая факты, которыми характеризуется наша умственная жизнь того времени, мы должны приписать господствующее в ней значение не этим громким и ярким явлениям внешней и внутренней политики правительства. Питательную и движущую струю в движении русской мысли составляет факт менее шумный и более глубокий. Никогда еще, даже и во время Петра I, русское общество не подвергалось такому сильному и многостороннему давлению иноземных идей; впервые оно вошло в такое тесное знакомство с литературой западноевропейского мира. Сила этого иноземного умственного влияния измеряется уже тем, что им проникнуты, от него не могут отрешиться даже те, которые борятся с ним, которые боятся дурных его последствий. Надобно, впрочем, заметить, что и в самой Западной Европе около половины XVIII в. умственная жизнь принимает направление, дотоле ею не испытанное; в ней получают господство идеи, никогда с такой силой не овладев[ав]шие умами. В чем состояла сущность этого умственного движения и как оно отразилось на умственной жизни русского общества -- вот два вопроса, которые необходимо предварительно хотя бегло рассмотреть, чтобы понять и оценить происхождение, свойство и значение перемен, совершившихся в русском историческом сознании во вторую половину прошедшего столетия. Характером и силой этого умственного движения XVIII век утвердил за собой гордое название философской эпохи или века Просвещения. Мысли, составившие сущность этого просветительного движения, родились, по крайней мере впервые высказаны были, в Англии еще в XVII в., вслед за конституционной борьбой Стюартов с английским народом. Творцами их были астроном и эмпирик-философ, Ньютон и Локк, первый со своим мех[аническим] 2 законом тяготения, второй со своим сенсуал[истическим] 3 учением о человеческом познании 4 . Примечания: 1 Написано карандашом. 2 Слово...
    5. Кузьмин А. Г.: Татищев. В поисках правды жизни
    Входимость: 1. Размер: 71кб.
    Часть текста: А. Г.: Татищев. В поисках правды жизни В ПОИСКАХ ПРАВДЫ ЖИЗНИ  Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре; они гибнут, но обеспечивают победу. Гёте Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по его ответам. Гастон де Левис Шестилетнее пребывание в Москве как бы завершало самообразование Татищева, хотя сам он считал этот процесс бесконечным. Здесь он сталкивался со всеми мыслящими людьми эпохи, имел доступ ко всем лучшим книжным собраниям. Близость к верхам общества заставляла его искать решения, практически осуществимые, а участие в сложной политической борьбе и неприятности по службе побуждали больше размышлять и об общественном устройстве, и о природе человеческой. В 1733 году Татищев в основном завершил свой важнейший философский труд "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ". "Разговор" выполнен в форме вопросов и ответов. В основе его лежат споры с Сергеем Долгоруким, дополненные затем дискуссиями с Феофаном Прокоповичем, Алексеем Черкасским и профессорами из Академии наук. Князь Долгорукий - это, видимо, брат антагониста Татищева, Алексея Григорьевича. Он вернулся в конце 1729 года из Польши и затем разделил печальную судьбу своих родичей. С конца 20-х годов, очевидно, Татищев и писал этот свой труд. "Пользу" наук в это время необходимо было еще доказывать. Положение в обществе определялось не личными способностями и знаниями, а происхождением, наследственными владениями и связями того или иного лица. Всякий мог привести примеры того, что "неученые в великом благополучии, богатстве и славе, а ученые в несчастии и презрении находятся". И Татищев с этим согласен. Он лишь полагает, что неученый в жажде богатства и почестей всегда неудовлетворен, тогда как ученый "совестию спокоен", а знания для него "равно как бы он всея земли владетель был". Обычно и в теории и в практике главным мерилом для Татищева являлась "общая польза". В данном...